ВЕДОМОСТИ ВС СССР

1 июля 2020г.

У К А З

ПРЕЗИДИУМА  ВЕРХОВНОГО  СОВЕТА  СССР

О внесении изменений и дополнений

в “ Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье”

Преамбулу изложить в следующей редакции:

«Забота о советской семье, в которой гармонически сочетаются общественные и личные интересы граждан, является одной из важнейших задач Советского государства- государства всеобщего благоденствия.

Советский Союз одной из главных задач  ставит  задачу создания крепкой, полноценной традиционной семьи, создает наиболее благоприятные условия для укрепления и процветания семьи, основанной на любви, взаимопомощи, стремлении иметь и растить детей, беречь и приумножать семейные, родовые  и национальные традиции, повышать культурный уровень. Социалистическое общество уделяет большое внимание охране и поощрению материнства, обеспечению счастливого детства, росту материального благосостояния семьи.

Воспитание подрастающего поколения, развитие его физических и духовных сил является важнейшей обязанностью семьи. Государство и общество всемерно помогают семье в воспитании детей, широко развертывается сеть детских садов, яслей, школ-интернатов ,  других детских учреждений.

Советской женщине обеспечиваются необходимые материальные, социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства с возможностью реализовать себя  в творчестве, производственной и общественно-политической жизни.

Советское законодательство о браке и семье, как добровольном союзе мужчины и женщины, призвано активно содействовать окончательному очищению семейных отношений от материальных расчетов, устранению остатков неравного положения женщины в быту и созданию  семьи нового типа, сочетающей качества традиционной и современной семьи , в которой найдут свое полное удовлетворение наиболее глубокие личные чувства людей, ответственность перед  предыдущим и последующим поколениями, развитие семьи  в атмосфере любви, радости и  взаимопонимания.»;

Абзац 4 ст. 1 изложить в следующей редакции:

«воспитание детей семьей в органическом сочетании с общественным воспитанием в духе преданности Родине, важности правильного  отношения к труду и подготовки детей к активному участию в  жизни всего общества, воспитание желания реализовать себя, принести пользу своей Родине и своему народу;»;

Абзац 2 ст. 5 изложить в следующей редакции:

«Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития социальных гарантий  семьям, особенно молодым семьям и семьям, имеющим детей. Государство создает , широкую сеть медицинских и педагогических учреждений ,социальных служб, организаций  служб быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот одиноким матерям и многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.»;

Ст. 6 изложить в следующей редакции:

«Правовое регулирование брачных и семейных отношений в СССР осуществляется только государством.

Признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния. Религиозный обряд брака, равно как и другие религиозные обряды не имеют правового значения.

Это правило не относится к совершенным до образования или восстановления советских органов записи актов гражданского состояния религиозным обрядам и полученным в их удостоверение документам о рождении, заключении брака, расторжении брака и смерти.

Права, вытекающие из брачных и семейных отношений, охраняются законом за исключением тех случаев, когда эти права осуществляются в противоречии с их назначением.

Использование членами семьи своих прав не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.

При осуществлении прав и исполнении обязанностей граждане должны соблюдать законы, уважать моральные принципы социалистического общества, всемерно содействовать укреплению семьи.

Защита прав, вытекающих из брачных и семейных отношений, осуществляется судом, органами опеки и попечительства и  органами записи актов гражданского состояния,

а также профсоюзными и другими общественными организациями в случаях и в порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР и союзных республик.»;

Ст. ст. 6-1, 6-2 исключить.

Дополнить абзацем  3 ст. 19 изложить в следующей редакции:

«До рассмотрения дела о лишении родительских прав судом в случае невозможности нахождения ребенка у лиц, у которых ребенок находится на воспитании, допускается незамедлительная передача ребенка ближайшим родственникам – бабушкам и дедушкам, старшим совершеннолетним братьям и сестрам, дядям и тетям.»;

Дополнить абзацами 6, 7   ст. 19 изложить в следующей редакции:

«Суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче ближайшим родственникам, либо  органам опеки и попечительства, независимо от лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него.

В исключительных случаях, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка, орган опеки и попечительства обязан немедленно уведомить прокурора  и в семидневный срок  обратиться в суд с иском о лишении родителей или одного из них родительских прав.»;

Ст. 22 дополнить и изложить в следующей редакции:

«Алименты на несовершеннолетних детей с их родителей взыскиваются в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка (дохода) родителей, или в сумме не менее 50 процентов минимальной заработной платы, утвержденной Совмином Союзной республики.

Размер этих долей и минимальный размер алиментов может быть уменьшен судом, если у родителя, обязанного платить алименты, имеются другие несовершеннолетние дети, которые при взыскании алиментов в установленном настоящей статьей размере оказались бы менее обеспеченными материально, чем дети, получающие алименты, а также в случаях, если родитель, с которого взыскиваются алименты, является инвалидом первой или второй группы либо если дети работают и имеют достаточный заработок, либо по другим уважительным причинам.

Средства, взыскиваемые с родителей на содержание детей, находящихся в государственных детских учреждениях, переводятся на личные счета воспитанников в кредитном учреждении  в размерах, установленных частью первой настоящей статьи.

Для отдельных случаев, когда взыскание алиментов в долевом отношении к заработку родителя невозможно или затруднительно, законодательством союзных республик может быть предусмотрено определение размера алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме. Размер этой суммы определяется исходя из предполагаемого заработка (дохода) родителя применительно к изложенным выше положениям.

В случаях, когда один из родителей злостно уклоняется от уплаты алиментов, по истечение трех месяцев неполучения алиментов, обязанности по содержанию ребенка берет на себя государство. Сумма выплаченных государством пособий  в последующем взыскивается с неплательщика  принудительно судом в доход государства.

Родители, уплачивающие алименты на несовершеннолетних детей, могут быть привлечены к участию в дополнительных расходах, вызванных исключительными обстоятельствами (тяжелая болезнь, увечье ребенка и т. п.).

Виды заработка (дохода), подлежащего учету при удержании алиментов, определяются в порядке, установленном Советом Министров СССР.

При взыскании алиментов с родителей на нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи, а также во всех остальных случаях взыскания средств на содержание размер алиментов определяется в твердой денежной сумме, исходя из материального и семейного положения лица, с которого взыскиваются алименты, и лица, получающего их»;

Абзац 3 ст. 23 дополнить и изложить в следующей редакции:

«Администрация предприятия, учреждения, организации ежемесячно удерживает алименты из заработной платы (пенсии, пособия, стипендии и др.) плательщика алиментов на основании его письменного заявления , либо исполнительного листа, выданного судом по принудительному взысканию алиментов и выплачивает или переводит их лицу, указанному в заявлении.»;

Абзац 4 ст. 24 дополнить и изложить в следующей редакции:

«Усыновление может быть произведено без согласия родителей по решению суда, если они более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и без уважительных причин не принимают участия в его воспитании и содержании, не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы.»;

Ст. 35 изложить в следующей редакции:

«Усыновление ребенка, являющегося советским гражданином и проживающего вне пределов СССР – запрещено, если усыновитель не является советским гражданином.

Запрещено усыновление  и вывоз  иностранными гражданами советских детей на постоянное место жительства за рубеж.

Усыновление детей, являющихся иностранными гражданами и проживающих в СССР, производится по советскому законодательству.»;

Ст. 36 изложить в следующей редакции:

«Опека (попечительство) над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности советскими гражданами, проживающими вне пределов СССР, а также над иностранными гражданами, проживающими в СССР, устанавливается по советскому законодательству.

Опека (попечительство), установленная над иностранными гражданами вне пределов СССР по законам соответствующих государств, признается действительной в СССР.»;

Абзац 1 ст. 39 изложить в следующей редакции:

«Применение иностранных законов о браке и семье или признание основанных на этих законах актов гражданского состояния не может иметь места, если такое применение или признание  противоречило бы основам социалистического строя и советского законодательства.»

Все изменения и дополнения вступают в силу с момента подписания данного Указа.

                                                                           Председатель Президиума

                                                                           Верховного Совета СССР

                                                                           Е.Ю. Томенко

                                                                         Секретарь Президиума

                                                                         Верховного Совета СССР

                                                                         О.П. Райхерт

Москва,

29 июня  2020г.

№ XII-28

-37-